Методическая копилка

Презентации, разработки уроков, дидактический материал

20 февр. 2011 г.


Проектная деятельность в школе
(учитель математики школы №548
Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Попович Виктория Вадимовна).

   В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты,  шоу-проекты, бизнес-проекты и т.д. В современной педагогике одним из методов преподавания становится метод проектов.
   В энциклопедии: «Проект (от лат. projectus, буквально - «брошенный вперед») –  комплекс технических документов, расчеты, чертежи, макеты зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.. Проектирование - процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния».
   Основа проекта - организация творческой, исследовательской деятельности учащихся.
   Выпускники школы должны свободно ориентироваться в современном мире,  быть психологически устойчивыми, уметь планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях,  работать с различными людьми, поэтому нужно развивать: способность к самообучению, умение решать реальные проблемы, умение сотрудничать, что и получают учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью. Активизируется мыслительная деятельность, развивается познавательная активность, заинтересованность в обучении,  расширяется кругозор,  возможность осознанно получать знания и использовать их.  Учащиеся учатся работать над проблемой, находить и обрабатывать информацию, получают навыки исследовательской деятельности, учатся применять знания. Занимаясь проектной деятельностью,  учащиеся получают возможность сотрудничать с учителем, другими учащимися,  предлагать свою точку зрения.
   Каждый учащийся (из тех классов, в которых я работаю)  выбирает тему самостоятельно или из списка тем, предложенных мною. В первом полугодии учащиеся занимаются работой по данному проекту, изучают проблему, проводит свое исследование, создают конечный продукт (результат)  собственной творческой деятельности. Можно работать в группах, которые состоят (в основном) из 2 человек. В конце первого или начале второго полугодия учащиеся сдают свои проекты,  обязательно защищают их в классах, лучшие - на школьной проектной конференции, а также выступают на районных и городских конференциях.
   Учитель может направить мысль учеников в нужном направлении, подсказать источники информации, но в результате учащиеся должны самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания из разных областей и получить реальный  результат. Работа над проблемой приобретает контуры проектной деятельности. 
   Любой проект проходит через определенные фазы в своем развитии.  У каждого проекта можно выделить начальную стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работы над проектом. Работа начинается  с постановки целей, именно они  являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.
Предполагаемые результаты проекта.
1.     Организация работы научной конференции учащихся в школе.
2.     Приобретение учащимися навыков организаторской, научно-исследовательской деятельности, работы с информацией.
3.     Знакомство  учащихся с проектной деятельностью.
4.     Приобретение учащимися опыта работы в группе, выхода из нестандартных ситуаций, развитие творческих способностей, ораторского искусства.
5.     Результатами  исследований могут стать не только письменные работы, но и публикации, презентации и веб-сайты. Такого рода отчёты о самостоятельной работе учащихся помогут им более чётко обозначить результаты своих исследований, привлечь внимание других учащихся к своей работе, кроме того, они смогут пополнить свой опыт работы с информационными технологиями, а также развить свои аналитические, дизайнерские способности.
Этапы выполнения проекта.
1.   Начальная стадия. Определение  темы,  уточнение целей.
2.   Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации,     постановка задач, распределение ролей в команде, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
3.   Принятие решения. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.
4.   Выполнение.   Выполнение проекта (самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным исследовательским, творческим задачам).
5.   Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели.
6.   Защита проекта. Подготовка доклада, презентации, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, защита проекта.
Представляю описание некоторых проектов – результат деятельности учащихся.
Проект «Фракталы».
(подготовлен ученицей 11 класса)

   Среди множества других тем в области математики данная тема привлекла нас своей загадочностью и неизвестностью. Мало кто из учащихся слышал про это понятие, возникшее тридцать лет назад, именно поэтому мы решили рассмотреть его. Были поставлены следующие цели: подробнее рассмотреть понятие «Фрактал» и явления, связанные с ним, выяснить классификацию фракталов и рассмотреть некоторые виды из них, определить, используются ли фракталы в нашей обычной жизни и для чего.
   В работе собрано множество интересной информации, показаны примеры фракталов, проведена  исследовательская работа и социологический опрос учащихся. Большое место занимает характеристика видов фракталов, приведены примеры их построения.
   Углубляясь в удивительный мир фракталов, учащиеся увидели, что в мире существует много еще не известных для них понятий, которые несут в себе интересную информацию.
Результат работы представлен в виде презентации.
Проект «Зрительный обман и невозможные фигуры».
(подготовлен ученицами 8 класса)
   Известно, что наше зрение несовершенно и иногда мы видим не то, что существует в действительности. Учащиеся поставили следующие  цели проекта:  ввести понятие оптических иллюзий, выяснить причины их возникновения,  рассмотреть математическое искусство М. К. Эшера, невозможное искусство имп – арт, использование невозможных фигур в архитектуре. Проведена исследовательская работа: «Переоценка вертикальных линий». Учащимся класса было предложено начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины. Произвели измерения: оказалось, что начерченные вертикальные   линии короче горизонтальных, поэтому сделали вывод, что большинство  людей обладает способностью  преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными.
Результат работы представлен в виде презентации.
Проект «Графы».
(подготовлен учениками 10 класса)
   В любой области науки и техники встречаешься с графами. В электротехнике - при построении схем, в химии и биологии - при изучении молекул и их цепочек, в экономике - при решении задач о выборе оптимального пути для потоков грузового и пассажирского транспорта. С теорией графов связаны математические развлечения и головоломки, и такие серьёзные математические науки как теория отношений и теория групп. Целями данного проекта являются: знакомство с новой темой «Графы», разъяснение значения графов в различных сферах деятельности и науки, их практическое применение.
Исследовательская работа по теме «Графы»:
   Если представить задачу о кенигсбергских мостах на главных мостах  Санкт - Петербурга, то она не будет иметь решение при определённых условиях. Таким образом, можно установить семь вершин графа (на пяти островах города и двух противоположных берегах реки) и провести между ними ребра, которые будут проходить по данным мостам. Получится, что из пяти вершин графа будет выходить четное количество ребер, а из двух вершин будет выходить нечетное количество ребер. При таких условиях можно будет пройти по всем рёбрам графа, однако вернуться в начальную вершину уже будет невозможно.
   В представленном графе будет существовать эйлеров цикл, т.е. замкнутый путь, проходящий по одному разу по всем ребрам графа.  Эта задача не имеет решения, т.к. не соблюдаются условия, представленные Эйлером.
Результат работы представлен в виде презентации.
   Метод проектов позволяет значительно повысить эффективность обучения. Он обеспечивает систему обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и учителей, принимающих участие в разработке проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования профессионального мастерства.
   При написании данной статьи использовались следующие методы исследования:
- анализ литературы,
- педагогическая апробация.
Литература

1.   Большая Советская энциклопедия
2.   Intel «Обучение для будущего»: Учеб.пособие. М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004.

Комментариев нет:

Отправить комментарий